rustam_bikbov (rustam_bikbov) wrote,
rustam_bikbov
rustam_bikbov

Categories:

Театр Корша и Мамин-Сибиряк. № 1.

Пока просто собираю материал из разных источников. В данном случае: оцифровки РГБ, РНБ, Белинки; аукционы, и, конечно, то, что смог разыскать в интернете.
Возможно, что это примыкает к Из истории провинциальных аттракционов. Содержание.
...
«Одиннадцатая заповедь», - так сначала он хотел назвать свою пьесу. Дмитрий Наркисович работал над пьесой с 1882 по 1887год...
Он обращался к редактору «Вестника Европы» М. М. Стасюлевичу, вёл переписку с редактировавшим тогда «Русскую мысль» Гольцевым, и только в октябре 1887 года «Золотопромышленники» были опубликованы в журнале «Наблюдатель» А. Пятковского. (Музей)

Брата Владимира Дмитрий попросил отнести пьесу в московский театр Корша. Пьесу взяли, но с ответом тянули долго.
10 ноября 1887 года «Золотопромышленники» были поставлены в Екатеринбурге.
...А дома его ожидал праздничный стол. Были – сестра Лиза, Магницкий, Великанов, артисты, приглашенные в благодарность за успех...
(Дацкевич)

Из письма Мамина-Сибиряка брату Владимиру Мамину от 14 ноября 1887 года:
«В октябре «Наблюдатель» напечатал мою первую пьесу, а десятого ноября она уже шла в здешнем театре. Труппа у нас плохонькая, и дело сошло плохонько, но без некоторого успеха: театр был битком набит, вызывали автора и т.д. Но из театра я возвращался домой в грустном настроении, мне самому не понравилась пьеса…Прихожу домой и нахожу телеграмму от И. А. Пономарёва из Москвы: «Корш в восторге. Предлагает 2% с акта и требует исключительное право представления только для Москвы до 1-го мая 1890г.» Одним словом, это такой успех, о каком я и не мечтал. Я немедленно телеграммой изъявил своё полное согласие на все условия, и 4 декабря пьеса пойдёт в театре Корша. Ты сходи посмотреть спектакль и вышли мне афишу». (Музей)

Папка с заметками о других спектаклях труппы П.П.Медведева, данных в Екатеринбурге во вторую половину 1887 года  - https://flic.kr/s/aHskw1WKk9
1887-11-15. № 45 Екатеринбургская неделя.
В заметке о постановке "Гамлета", даётся небезынтересный портрет Тинского (7)...
1887-11-15. № 45 Екатеринбургская неделя_Страница_03

1887-11-22. № 46. Екатеринбургская неделя
1887-11-22. № 46. Екатеринбургская неделя_Страница_03

В Свердловском областном краеведческом музее имеется оттиск из этого журнала, переплетенный в синий атлас. На первом листе автограф Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Моему лучшему другу Марии Якимовне, советами и указаниями которой я пользовался, когда писал пьесу. Автор. 30. 11. 1887 года». (Дацкевич, Музей)

Пьеса эта также была напечатана литографией Московской театральной библиотеки Е.Разсохиной (2).

В Москве на премьеру «Золотопромышленников» в театре Ф. А. Корша собрался полный зрительный зал.
Но уже второй спектакль, 21 декабря 1887 года, не сделал полного сбора, и Владимир Мамин, присутствовавший на этом спектакле, в письме от 22 декабря давал брату такой отчет: «Сначала я думал, что, говоря философским языком, мне, пожалуй, придётся предаться самосозерцанию, за отсутствием других зрителей. Но потом публики набралось всё-таки порядочно». Владимир Наркисович объяснил малое количество зрителей близостью рождественских праздников, но и последующие спектакли не увеличили количества посетителей. Пьеса в Москве прошла менее десяти раз, а затем была снята с репертуара, хотя в спектакле были заняты такие талантливые актеры, как Давыдов, Глама-Мещерская, Градов-Соколов, Красовская.

Владимир Мамин писал брату в Москву: «Успех был средний. «Московские ведомости» разругали пьесу, «Новости дня» сказали, что пьеса и имела успех, но она не сценична, а «Русские ведомости» три дня молчали и, наконец, сегодня передали содержание «Золотопромышленников» с одним только замечанием, что не мешает сократить некоторые длиноты, и тогда дело будет лучше. Очевидно, господа из «Русских ведомостей» с внимательной предупредительностью ждут, что будет дальше…» (Дацкевич)

Но это не единственные постановки этой пьесы. «Золотопромышленники» небезуспешно шли в Смоленском театре (12 ноября 1887г), в Бийске (8 января 1888г), в Иркутске (10 января 1888 г), в Симбирске (14 февраля 1888г.), в Перми (13 октября 1888г.), в Пензе (20 октября 1888г.), Казани. «Книга учёта гонораров членов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов». (РГАЛИ, ф. 2097, оп.2. ед. хр. 1773, л. 684; ед. хр. 1778, л. 761). - (Музей)

Источники:
- В. Дацкевич, главный библиограф краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
«Золотопромышленники», пережившие время (Мамин-Сибиряк и театр) - http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/zolotopromyshlenniki_perezhivshie_vremya_mamin_sibiryak_i_teatr/
- Областной музей писателей Урала - http://kniga.ompural.ru/content.php?main=kniga_life&id=100002

Примечания.

1. Наблюдатель — ежемесячный журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1882—1904 годах.
Редактором и издателем журнала был А. П. Пятковский. Выходил без предварительной цензуры; с 1897 г. при нем издавалась ежедневная газета «Гласность». Стоял на твердых православно-монархических позициях; журнал позиционировал себя далёким «от скороспелых реформ, не согласных с духом и вековыми стремлениями народа», заявлял, что он «относится с величайшим вниманием к нуждам народной массы, но не впадает при этом в идолопоклонство народничанья»; журнал желал быть одинаково далёким и от дикого обскурантизма стрелецкой партии (см. редакционные статьи: «Итоги 10-летия» в №№ 4, 5, 6 и 8 за 1891 год), и «от буржуазного либерализма, весьма преклонного к жидовству и даже находящегося у него на содержании». В особую заслугу журнал вменял себе то, что «из своей прогрессивной программы он навсегда и решительно вычеркнул всякие еврейские симпатии» и «приложил особые старания сорвать с еврейского мракобесия его либеральную маску».
М. Горький, считал его юдофобским — писал, что этот журнал «…скучен, жалок и бесталанно плосок».
С. Я. Надсон относил журнал к числу «…складочных сараев литературного хлама».
Большая часть страниц журнал заполнялась произведениями литературных ремесленников, однако в нём печатались и видные русские писатели, публицисты, учёные: В. П. Безобразов, И. И. Ясинский, С. С. Окрейц. Из беллетристов и поэтов писали Д. И. Стахеев, Л. И. Пальмин, Вологдин (Засодимский), П. Д. Боборыкин, Д. Л. Мордовцев, В. И. Немирович-Данченко, К. М. Фофанов, К. Д. Бальмонт, Н. М. Минский и др. В 1888 году за стихотворение Фофанова «Таинство любви», журнал получил третье предостережение, с приостановлением деятельности на 6 месяцев.

2. (здесь я не совсем пока понял разницу - Р.Б.)
Издательство «Театральная библиотека Разсохина». Типография В.С.Траугот и Ко
Театральная библиотека С.Ф.Разсохина.
Литография Театральной библиотеки Е.Н.Разсохиной располагалась по адресу: Москва, Тверская улица, близ Газетного переулка,дом Сушкина, 2 подъезд из Георгиевского переулка.
Левинская (по 1 мужу Разсохина) Елизавета Николаевна (ок.1860 — март 1920) – русский театральный антрепренер, драматург, переводчица сотрудница (псевдоним Е.Р.) журнала «Будильник» (1906-08), была его издательницей, содержательницей платной театральной библиотеки и литографии при ней. Печатных пьес, кроме классических, да и те редко попадались, тогда не было, они или переписывались, или литографировались, и этим специально занимался С.Ф.Разсохин. От него театры получали все пьесы вместе с расписанными ролями. Е.Н.Разсохина отличалась большой энергией и предприимчивостью. Вместе с супругом Сергеем Фёдоровичем Разсохиным (1851-1929), основателем библиотеки, выпускала серию литографированных театральных новинок «Театральная библиотека». Была организатором и учредителем «Первого театрального агентства для России и заграницы Е.Н.Разсохиной» (1892, Москва), занимавшегося посредничеством между антрепренерами и актёрами. С договорных сумм отчислялись проценты в пользу агентства. При агентстве находились: центральная театральная касса, которая осуществляла продажу билетов в театр, цирки, на концерты, выставки, лекции, скачки; издательство и библиотека, хранившая ноты, клавиры опер, оперетт, тексты пьес.
Издание: «Сцена – серия репертуарных пьес (М.1894-1907, вышло свыше 163 номеров), в 1907-09 годах под названием «Пьесы и роли» (33 номера, Изд. «Театральный вестник книгоиздательства библиотеки С.Ф.Разсохина»).
В типографии В.С.Траугот и К°, находившейся на Мясницкой, дом Бахрушиных, вышло другое издание:
Д.Н.Дмитриев «Четыре времени года». Сборник рассказов и стихотворений. Издательство. Москва.
Источник: http://www.yarmp.yar.ru/izdatel-stvo-teatral-naya-biblioteka-razsohina-tipografiya-v-s-traugot-i-ko/

РГБ: Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович (1852-1912).
...Золотопромышленники : Сцены в 4 д. Д.Н. Мамина. - Москва : лит. Моск. театр. б-ки Е.Н. Рассохиной, ценз. 1887. - 109 с.; 21.
Написано от руки. Литогр.
1887. Мамин-Сибиряк. Золотопромышленники... Театр Корша

Описывая значимые постановки 1887-го года Корш о "Золотопромышленниках" даже не вспомнит...
Полистав краткие очерки о деятельности театра, мы можем сказать, что постановкой руководили Соловцов и Вл.Н.Давыдов...

1892. Краткий очерк десятилетней деятельности русского драматического театра Корша в Москве_Страница_36

Юрий Михайлович КУРОЧКИН. "УРАЛЬСКИЕ НАХОДКИ".
Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1982. – 272 с., тираж 30000 экз.
(http://urbibl.ru/Knigi/kurochkin/ural_nahodki_4.htm)
Тем радостнее была встреча в Центральном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) с двумя документами, связанными с этой историей. То было заявление о принятии в члены Общества драматических писателей и композиторов и приложенная к нему программа первого спектакля. В заявлении Мамин писал:

«В Общество русских драматических авторов.
Прилагая при сем афишу написанной мной пьесы «Золотопромышленники» (сцены в 4-х действиях), покорнейше прошу принять меня в число членов Общества русских драматических писателей. Предоставляя Обществу охранение своего права драматической собственности, заявляю свою готовность подчиняться Уставу Общества и представляю свой членский взнос в размере 15 рублей.
Дмитрий Мамин (Сибиряк).
1887, 16 ноября, Екатеринбург.
Адрес: Екатеринбург, Колобовская ул., д. 41-й.
Дмитрий Наркисович Мамин».

Интересна и афиша (вернее, театральная программа). Из нее мы впервые можем узнать имена всех занятых в спектакле артистов — в рецензиях упомянута лишь часть их.

Так, Молокова играл М. А. Михайлов (Дмоховский) (1), известный в провинции, а потом и в Москве комик-буфф; его жену — М. К. Шаровьева (2), талантливая актриса, впоследствии приглашенная в Алек­сандрийский театр; Елену Засыпкину — даровитая артистка Э. Ф. Днепрова-Мерц (3), а ее муж В. М. Днепров (4) исполнил роль Чепракова; адвоката Белоносова — сам антрепренер П. П. Медведев (5), неплохой комик-резонер; Ширинкина—многоопытный комик К. О. Суревич (6), Василия Воротова — популярный герой-любовник, хороший знакомый Мамина Я. С. Тинский (7), впоследствии актер столичных театров. Роли няни и горничной играли второстепенные актрисы Пивоварова и Вейман.

Смотришь этот перечень и удивляешься — такие даровитые и опытные артисты, а спектакль получился неудачным. Почему?

Ну, уже хотя бы потому, что были завалены две главные роли пьесы. Явно не подходила к роли красавицы Анисьи толстая и неуклюжая жена антрепренера Е. П. Васильева-Вятская (8). А основную роль — Засыпкина — провалил актер В. А. Великанов (9), взявший пьесу для своего бенефиса.

И тут к месту вспомнить об особенностях одной давней традиции дореволюционного провинциального театра — о бенефисах, то есть спектаклях, сбор с которых шел в пользу артиста-бенефицианта и служил как бы неофициальной надбавкой к жалованью. Поэтому чаше всего актеры выбирали для бенефиса пьесы, сулившие хороший сбор. Старые театралы вспоминают, что с бенефисных афиш иногда прямо-таки «капала кровь» — чего стоили такие названия, как «Брат сатаны и сын дьявола», «Кровавая могила», «Демоническая тайна» и другие, подобные им. Готовились такие спектакли обычно наспех, на один раз — лишь бы сбор сорвать.

Вот и Великанов, артист бывалый, но рутинный, к серьезным ролям непригодный, выбрал пьесу для бенефиса не без хитрого умысла. Екатеринбург был известен как «золотой город», резиденция многих золотопромышленников. Как видно из рецензии, они-то и клюнули на эту приманку: «Многие заинтересо­вались новой пьесой, в надежде, не списал ли Д. Н. Мамин свою бытовую хронику с «натуры», то есть не пустил ли кого-нибудь «в комедию» из золотопромышленников». Театр был, что называется, битком набит. А только этого и надо было бенефицианту. Кое-как поставленная за несколько дней пьеса его больше не интересовала — сбор был у него в кармане. К тому же в городе уже знали из рецензии, что «г. Мамин никого не задевает» (интересно заметить, что автором «кислой» рецензии в местной газете был... чиновник полицейского управления Архангельский, скрывшийся для пущей конспирации под псевдонимом «Приезжий», а Дмитрий Наркисович об этом так и не узнал — это стало известно лишь не так давно).

Нечто подобное получилось и в Московском театре Корша — спектакль не спасло и участие в нем таких актеров, как В. Н. Давыдов (10), А. Я. Глама-Мещерская (11), Л. И. Градов-Соколов (12) — пьеса и здесь ставилась для бенефиса второстепенного актера Н. И. Валентинова (13).

(1) Михайлов (Н.Ф. Дмоховский) Михаил Адольфович - драматический артист. Играл в театре литературно-художественного общества в Петербурге, потом в театре Комиссаржевской. Исполнял характерные и комические роли; особенно выдвинулся исполнением роли Акима при первой постановке "Власти тьмы". Умер в 1914 г. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/8902/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2

(2) - ...

(3, 4) Днепрова (Мерц), Эвелина Фёдоровна.
Одна находка: Инскрипты писателей в фонде сектора редких книг Российской государственной библиотеки по искусству. - http://magazines.russ.ru/nlo/2007/86/re34.html
Великанов В. Синяя борода: Комедия-фарс в 1 д. Екатеринбург, 1887. 37 с.
На т.л.: Эвелине Федоровне и Василию Михайловичу Днепровым-Мерц[,] хорошим исполнителям главных ролей[,] от автора. 31 января 1888 года. Екатеринбург.
ВЕЛИКАНОВ Василий Александрович — драматург.
Днепров Василий Михайлович — актер.
Днепрова Эвелина Федоровна (наст. фам. — Мерц) — актриса.

(5) Медведев Петр Михайлович (1837 - 1906), выдающийся театральный деятель, актер, режиссер, антрепренер. На сцене с 1853 года, антрепренер с 1861 года. В 1877 году предполагал взять Екатеринбургский театр, но взял только в 1878 -1879 гг., составил сильную труппу, имел в г. Екатеринбурге, г. Перми, г. Ирбите большой успех, играл и сам комические роли. В 1879 - 1880 гг. дал первый для города оперный сезон. В 1880 - 1881 гг. - драму. В 1886 г. снял Екатеринбургский театр на пять лет, но вел дела его сын Петр Петрович как "ответственный распорядитель театра", так как сам Петр Михайлович продолжал дела в г. Казани, хотя и приезжал в г. Екатеринбург, нередко участвуя в спектаклях (играл Городничего, Фамусова, Любима Торцова). В 1891 г. стал главным режиссером Александринского театра.
Лит.: Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала. ХIХ век. / сост.: Ю. М. Курочкин. М., 1994. С. 59. - http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804078946&viewMode=B_1803401803&link=1


(6) Суревич К.О. - ?

(7) ТИНСКИЙ, Яков Сергеевич (1862 - 1922) - рус. актёр. На сцене с 1881 (Харьков, антреприза Н. Н. Савина). До 1892 играл преим. в провинции (Екатеринбург 1887, Казань, Киев, Самара, Саратов, Баку, города Сибири и др.), затем в Петербурге. В 1896 - 1906 и 1915 - 16 - актёр петрогр. Т-ра Лит.-художеств. об-ва. Т. пользовался большим успехом в ролях героев- любовников, позднее перешёл на роли пожилых героев и характерных резонёров. Выступал также как чтец, занимался антрепренёрской деятельностью. После Октябрьской революции работал в т-рах периферии.
Роли: Борис Годунов ("Царь Фёдор Иоаннович", 1898, и "Смерть Иоанна Грозного", 1899, А. К. Толстого), Си- рано де Бержерак (о. п. Ростана, 1898), Калгуев ("Новое дело" Вл. И. Немировича-Данченко, 1899), Чацкий, Арбенин; Бушуев ("Не последняя" Плещеева), Ждарский ("Ради счастья" Пшибышевского), Ласковский ("Большой человек" Колышко, 1909, и др.).
А. Шн.
Источники: Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
РНБ и аукционы:
Тинский Я.С. РНБ Тинский Дмитрий Самозванец 1 Тинский 3 Тинский 1

(8). Васильева-Вятская Е.П. - ?
(9). Великанов Василий Александрович - см.(3-4)

Из труппы Корша

(10) Давыдов Владимир Николаевич - в театре Корша работал в 1886-1888 гг. Екатеринбургский зритель мог видеть его до 1880 года.
Давыдов Владимир Николаевич (7 января 1849, Новомиргород, — 23 июня 1925, Москва) Давыдов Владимир Николаевич
(11) ГЛАМА-МЕЩЕРСКАЯ (наст. фам. - Барышева), Александра Яковлевна (1859 - 1942) - русская актриса и театральный педагог. Ученица В. В. Самойловой и И. В. Самарина. В 1878 дебютировала в Александрийском т-ре, но, отклонив условия, предложенные ей дирекцией, уехала в провинцию. Играла в Киеве, Житомире, Вильно и др. городах. Роли: Офелия; Мария ("Материнское благословение" Деннери), Фадетта ("Сверчок домашнего очага" Бирх-Пфейфера). В 1880 вступила в труппу Пушкинского т-ра (т-р Бренко) в Москве, где заняла ведущее положение наряду с М. И. Писаревым (её будущим мужем), П. А. Стрепетовой, В. Н. Андреевым-Бурлаком, А. И. Южиным, В. П. Далматовым и др. После закрытия Пушкинского т-ра работала в Москве в т-ре Лентовского ("Скоморох") и т-ре Корша, а затем вновь в Киеве в т-ре Соловцова "Артистка большого интеллекта, большой культуры, она умела тонко вытачивать каждую свою роль и детально её прорабатывать" (Ю. М. Юрьев). Отличительными чертами искусства Г.-М. были простота и искренность. С 1895 по болезни оставила сцену и до 1927 занималась педагогич. деятельностью. Последние годы жизни провела в ленингр. Доме ветеранов сцены. Работала над книгой "Воспоминаний".
- Соч.: Воспоминания, Л.- М., 1937.
Лит.: Юрьев Ю., Записки, Л. - М., 1948, с. 83.
А. Кл.
Источники: Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский - М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 стб. с илл., 12 л. илл.
Глама-Мещерская

(12)
ГРАДОВ-СОКОЛОВ (настоящая фамилия — Соколов) Леонид Иванович (1845–1890), 12 драматический актёр; в 1880-1882 гг. - в Александринском театре СПб; в 1883-1890 гг - в театре Бренко и в театрах Корша и Лентовского - 78, 173, 448 - http://book-online.com.ua/read.php?book=1760&page=253 (Чехов Антон Павлович. Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902 - Страница: 253.)
Градов-Соколов Леонид Иванович

(13) Валентинова Н.И. - ?

Часть 2. Театр Корша в Екатеринбурге, 1915 г...



Tags: Мамин-Сибиряк, Театральные страсти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments