rustam_bikbov (rustam_bikbov) wrote,
rustam_bikbov
rustam_bikbov

Categories:

Вопреки времени, смыслу, природе, душе...

      Не о балете, о цене свободы, а, может быть, о смысле свободы, о смысле насилия? О смысле, как неуловимой границе между свободой и насилием, или лезвии, на котором балансирует вопреки всем законам наша душа... Страх, который не позволяет задремать нашей мысли...

Две противоречащие друг другу цели были заложены в основу коммунистического воспитания - вырастить гармоничного всесторонне развитого человека, но при этом представить миру сверхчеловека, как доказательство того, что советская система - лучшая, и здесь не считались ни с какими жертвами. Противоречие, впрочем, идеологически и абстрактно "снималось" - ведь мы воспитывали борцов за справедливость, "строителей" самого справедливого мира... Но именно на этом "фронте" система имела самые громкие "прорывы", первый и самый скандальный - это головокружительный прыжок Нуреева (насколько символично, что не был русским? так или иначе, но в стене появилась брешь. Правда, пройдёт ещё девять лет, прежде чем другая звезда советского балета - Наталья Макарова - решится не возвращаться, это 1970, Барышников и Панов покинут страну в 1974, Годунов - 1979).
На днях наткнулся на фильм, который по-своему поразил меня. Блестящий образец советского педагога, ещё и в балете, такое могло сохранится только в провинции, но провинции необычной - ею стала Пермь.
Когда слушаешь монологи Сахаровой, диву даёшься - настолько ярко представлена вся казуистика полулагерной системы, железная логика кондового советского сознания, она готовит нового Гагарина для полёта в космос, хотя в этом уже нет необходимости, он уже слетал туда пятьдесят лет тому назад. Она постоянно говорит о своём поте, вместо того, чтобы показаться врачу. Она упорно что-то доказывает себе, она въедается в душу учеников, вытравливая любое самостоятельное движение. Её уроки перед камерой - это уроки самолюбования. Признаюсь, на меня эти откровения и само зрелище произвели крайне удручающее впечатление, точно я побывал в армейской части со всеми прелестями дедовщины, даже хуже - в лагере.
Безропотное проглатывание девочками вместе со слезами и унижений...
Удивляет меня всё: больное сознание педагога, сформированное в сталинские времена, несчастное и изломанное; безропотное подчинение девочек, мечтающих о большой сцене; слепота и жестокость родителей, которые отдают своих детей такому педагогу... Представьте в этой "системе" хоть одного возроптавшего, у которого ещё есть понятие человеческого достоинства? Распнут.
Традиция, наследие, когда они оборачиваются своей противоположностью?
Что касается других достоинств фильма, режиссёр сам, по-моему, не понимал, что и о чём снимает. И непрофессионально и неумно, но вот парадокс - он создал невероятно ценный документ! Он снял пустоту! Захочешь - не получится.
Итак, первая часть (остальные без труда найдёте рядышком). Замечу, что добавление комментариев к первой части фильма о Сахаровой запрещено авторами фильма.
"Людмила Павловна Сахарова в фильме Павла Печенкина "Урок танца".



Понятно, что я не мог не пойти по оставленным "следам" в советское прошлое школы.
История пермской балетной школы представлена в фильме "В двух шагах от театра", 1989 год. Пермь-телефильм. Так и не понял, кто режиссёр.



История пермского хореографического училища в программе "Абсолютный слух"



Ещё один вариант осмысления темы. Давида Кинселлы "Красивая трагедия".



И вновь о Сахаровой. И это наиболее важная часть заметки - два фильма Ефима Резникова "Пленники Терпсихоры". Первый - безбожное иезуитское уродование души. Второй - возвращение души...
1995:
«О, балет, как я ненавижу тебя!» — с этого вздоха — проклятия начинается наш фильм, а завершается горячим признанием в любви балету. Говорят, от ненависти до любви — один шаг. На самом деле — тысячи ежедневных шагов. И 52 минуты фильма.
И хотя эта история выстроена на балетном материале, — она не о том. Она о поединке двух Личностей, двух женщин, нерасторжимо связанных общим Призванием. Старшая — учитель; младшая — ученица. Старшей за 60, младшей -19… Столкновение двух индивидуальностей, двух характеров".
А мне хочется добавить: столкновение двух систем. Одна уходит в небытие, как будет строить своё будущее другая? Что останется в душе? Почему не поворачивается язык назвать эту школу "русской", только - "советской". 



"Пленники Терпсихоры - 2"
2006: "Билл Т. Джонс – человек, с которым можно зажечь огонь творчества. И в этом творчестве есть свобода, а для меня сейчас свобода – самое главное в жизни", - говорит героиня фильма Наталья Балахничёва. Но готова ли она к свободе и совпадает ли понимание свободы у Билла и Наташи?" Фрагмент из фильма Ефима Резникова "Пленники Терпсихоры-2",  (полностью скачать можно здесь - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=915525)
Это фильм-размышление. Чернокожевого выдающегося хореографа, потомка рабов, бунтаря, мудрого человека, необычного воспитателя... Русской девочки, прошедшей школу рабского труда у Сахаровой, в ней всё забито, она даже не понимает сути вопроса, вопросы о свободе, о смысле движения ставят её в тупик. Такое впечатление, что она впервые в жизни открыто улыбается и удивляется. Интересные заметки о фильме вы найдёте здесь - "Из дневника балетного критика".



О труппе Билли Т Джонса и её гастролях в России: 11:39 16.11.11 Труппа Bill T Jones/Arnie Zane Dance Company покажет в Москве три спектакля. Также здесь - Bill T Jones / Arnie Zane Dance Company: голая правда.

Ещё один представитель советской школы. Это не столько подход... но отношение. 'Должна быть радость, радость должна быть в этом искусстве'. Из монолога Лавровского.


Почему в конце этой заметки мне захотелось дать ссылку на статью Михаила Эпштейна? Не спрашивайте. "O России с надеждой": В генетике и теории эволюции есть такое понятие — «обнадеживающий урод» 01.12.2011 Ставлю многоточие.....


Tags: Балет, Образование, Провинция, Психология, Советское, Танец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments