?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 February 2018 @ 09:05 pm
1899. Электромобиль И.В.Романова. "Электротехник", № 23.  
1899. Электротехник. № 23. Октябрь.
Журнал практической электротехники.
Редакция: С-Петербург, Почтамтская, № 5.
Электрический автомобиль г.И.В.Романова. (Сс.1308-1313)
В течение последних пяти лет автомобильное дело обнаружило огромные успехи, и автомобили быстро начинают находить все более и более широкое применение на практике. Известно, что толчком к развитию автомобильного дела послужила гонка для механических экипажей, устроенная в 1894 г. Издателем “Petit Journal” Пьером Жиффаром, на которой обнаружилась вся практичность этих экипажей.

С тех пор автомобили быстро распространились как в Америке, где теперь уже имеются во многих городах электрические извозчичьи экипажи, так и в Европе, особенно во Франции; последнему весьма способствовал “L’Automobile Club”, образовавшийся в 1894 г. И заботяшийся о периодической организации конкурсов для механических экипажей.
Однако до сих пор все существующие автомобили строились исключительно за границей. Только в самое последнее время изготовлен первый в России электрический автомобиль, сконструированный И.В.Романовым. Этот автомобиль недавно испытывался в присутствии нескольких электротехников и дал весьма хорошие результаты.
Электрический кеб г.Романова отличается счастливым соединением тех качеств, какие требуются от этого рода экипажей, что объясняется многими усовершенствованиями, внесенными в конструкцию кеба изобретателем.

Кеб, имеющий два места спереди для пассажиров и одно наверху для вожатого (см.рис.533), приводится в движение двумя шунтовыми электромоторами особой конструкции, придуманной г.Романовым, привешенными на пружинах посередине, между переднею и заднею парою колёс. Индукторы моторов помещаются внутри, а арматура кольцевого типа – снаружи, причем междужелезное пространство в моторе сведено до минимума. Наружное расположение арматуры позволяет избежать употребления кожуха, который делается совершенно ненужным: при вращении арматура производит вокруг себя такой сильный вихрь воздуха, что частицы пыли, грязи и т.п. отбрасываются в стороны и арматура не загрязняется.

Техника автомобильного дела показала, что удобнее употреблять в качестве ведущих передние колёса, так как в таком случае экипаж легче берет подъёмы и гораздо менее подвергается опасности опрокинуться при разного рода случайностях. Так сделано и в кебе г.Романова, где каждый из двух электромоторов, мощностью по 2 лошадиных силы, соединён с одним из передних колёс. Таким образом каждое колесо вращается независимо от другого, что является безусловно необходимым при всякого рода поворотах. Передача в этом кебе совершается при помощи цепи, но в будущем предположено заменить её непосредственной зубчатой передачей.

Трение осей значительно уменьшается употреблением шариковых подшипников особой конструкции, отличающейся тем, что она позволяет работать равномерно всем шарикам, чего далеко нельзя сказать про обыкновенные шариковые подшипники. Путем нажатия особого винта нетрудно достигнуть равномерного распределения давления на большое число шариков, так что работа трения сравнительно невелика.

Направляющими колесами в кебе г.Романова служат задние колеса. При повороте кеба поворачиваются на особых вертикальных осях лишь самые колеса, становясь под некоторым углом к оси. Вследствие этого кеб не наклоняется в сторону даже при самых крутых поворотах, достигающих одной сажени в диаметр, и вообще устойчивость его при таком устройстве колес вполне обеспечена. Направляющие колеса отлично выполняют свою функцию, так что поворотливость кеба поразительна, и он свободно выделывает какие угодно зигзаги.

Ток в электромоторы доставляется от батареи из 36 аккумуляторов системы Бари, помещённых в закрытом ящике сзади спинки, под сиденьем для вожатого. Батареи устроены таким образом, что когда они по особым желобкам вдвигаются на место в ящик, то автоматически происходит их включение в цепь. Аккумуляторы Бари взяты, как наиболее пригодные для употребления в автомобилях из всех существующих в России, так как они соединяют сравнительно небольшой вес с значительной прочностью по отношению к толчкам и сотрясениям, а также допускают возможность быстрого разряда. Аккумуляторы должны подзаряжаться после 60 верстного пробега. Впоследствии г.Романов предполагает заменить их аккумуляторами собственной системы, специально приспособленными для целей передвижения автомобилей.

Управление кебом производится сверху, где помещается вожатый, пред которым расположены руль для управления задними колесами и коммутаторы. При посредстве коммутаторов можно, во-первых, изменять напряжение у зажимов электромоторов, давая ему три различных значения; во-вторых, можно изменять напряжение магнитного поля, соединяя четыре обмотки индукторов параллельно, последовательно, или по две последовательно и затем параллельно. Комбинируя три значения магнитного поля с тремя значениями напряжения у зажимов арматуры, можно получить девять различных скоростей от 1 до 35 верст в час.

Остановка кеба может быть произведена или обыкновенным механическим тормозом , или же электрическим путем, сообщая моторам обратное движение. При электрическом торможении кеб останавливается почти мгновенно в любом положении. Кебу возможно сообщать отдельные передвижения на самую незначительную длину, так что действуя вместе с тем на задние направляющие колеса, можно в несколько приемов повернуть кеб в обратную сторону, оставляя его почти на том же месте.
Кроме тормозов, находящихся в распоряжении вожатого, один выключатель помещён также над сиденьем, так что пассажир, дернув за рукоятку и выключив таким образом двигатели из цепи, может сам остановить кеб.

Кеб г.Романова весит только 45 пудов с батареей и имеет весьма изящный вид. Он освещается двумя маловольтными лампочками, питаемыми отдельной батареей.
Все испытания, каким подвергался кеб г.Романова, увенчались полным успехом. Кеб оказался крайне подвижным, легко делал самые крутые повороты и быстро останавливался по желанию. Принимая во внимание его красивый вид, простоту устройства и сравнительно недорогую цену, можно предсказать ему широкое распространение.
А.М.

Перепечатано в – «Русский турист», декабрь 1899 г. – сс.377-379.

Примечания Р.Б.
Бари А.В., инженер, строительная контора, Москва и С.-Петербург. (Котельный завод, гл.контора в Москве)
Бари В.В., С.-Петербург, аккумуляторный завод. (Прил. К № 10, 1899, март – Извещение от электротехнического кабинета)

На заметку.
Реклама
«Нью-Йорк»
Общество взаимного страхования жизни
Учр.в 1845 г.
Главное управление для России
С.-Петербург, Малая Морская, 12.

В подшивке "Электротехник", 1899:
Электрические экипажи – 730.
Автомобили в Нью-Йорке – 1206. –

Вернуться:
1899, декабрь «Русский турист»
Пешком по пустыне Гоби, Китаю и Японии. Путевые заметки К.К.Ренгартена. С.356

1908. – Русский турист. Только о гонке Петербург-Москва… о собирании в путь Нагеля… (???)

Место: РНБ
Шифр хранения: 2/1751н - http://primo.nlr.ru/07NLR_VU1:default_scope:07NLR_LMS004462843
Описание: Электротехник : Журн. практ. электротехники. Г. 1-9. - Санкт-Петербург : Н.Н. Довяковский, 1897-1906

Шифр хранения: 2/1357 - http://primo.nlr.ru/07NLR_VU1:default_scope:07NLR_LMS004469360
Описание: Русский турист : Ежемес. журн. : Орган О-ва велосипедистов-туристов Русского турин-клуба. Г. 1-15. - Санкт-Петербург, 1899-1913


 
 
 

Recent Posts from This Journal

iraoirao on February 19th, 2018 05:04 pm (UTC)
На фотографии Юлий Александрович Меллер