?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 November 2017 @ 02:49 pm
1902. Авантюра «Passe partout» (01) Пятница, 13-е  
«Passe partout»*
«Passe partout» - так назвали свой дорожный автомобиль предприимчивые путешественники, выехавшие на нём с скромной целью вернуться домой, обогнув наш маленький земной шар; действительно этому автомобилю суждено пройти повсюду, испытать и вьюгу и жары и грязную слякоть осенних дорог и глубокие снега зимней стужи, переваливаясь через горы и холмы, даже переплывать море, конечно, не своими силами.

Доктор Левис и известный в автомобильной промышленности г.Кудель – вот имена инициаторов этой необычайной поездки, к ним присоединились ещё доктор Кеннар г.Дуглас Уйатхэд; два механика Никодэм и Деметер, из которых последний исполняет обязанности повара и куафера**, дополняют состав экспедиции.

Путешественники отправились из Лондона через Гавр, Париж, Берлин и Варшаву в Петербург, куда прибыли в пятницу 13-го сентября, испытав по дороге не мало всякого рода приключений, не всегда «моторного» характера.

«Passe partout» - это автомобиль фирмы Panhard Levassor, огромный и тяжёлый в виде небольшого вагона омнибус с добавочными сиденьями спереди; четырёх цилиндровый двигатель в 24 силы развивает скорость до 35 вёрст в час, что является вполне достаточным для людей, которым не нужно особенно спешить; и надо сознаться, что путников задерживал не двигатель, а разные придирки германских властей, не желавших пропускать их без выполнения всевозможных мелочных формальностей; на всю дистанцию Лондон – Петербург «Passe parpout» потратил около 25-ти дней чистого хода, а в дороге всего пробыли почти три месяца.

В виду того, что ехать приходится иногда по местностям довольно диким, где бензину достать затруднительно, запас его берётся весьма солидный, - его должно хватить на 1400 верст сплошного пробега; на таком расстоянии можно найти лавочку с бензином.

Но кроме большого экипажа, где устроена внутри и спальня и столовая, в распоряжении путников имелась ещё лёгкая колясочка английской фирмы «Argyll» в 8 сил.
Мы говорим – имелась, потому что около Ковно эта коляска потерпела аварию и большой «Passe-partout» пришлось тащить её за собою.

1902 Argyll 10-12 HP 001

По прибытии в Петербург пассажиры «Passe-partout» были встречены нами – редакцией «Автомобиля», и немедленно наша коляска той же фирмы Panhard, но казавшаяся совсем маленькой рядом с этим вагоном, повела его на Варшавский вокзал, где был получен не без хлопот весь багаж путников, прибывший по железной дороге; оба автомобиля, нагруженные этим багажом, привезли наконец утомлённых тяжёлой дорогой путешественников в гостиницу «Англетер», где они и рассчитывают отдохнуть дней десять.

1904-1909. Петербург. Варшавский вокзал. St. Pétersbourg. Gare de Varsovie_Страница_1

1900-е. Гостиница Англетер. Старая открытка

Дальнейший путь их – через Москву в Сибирь, где, вероятно, в Иркутске автомобиль будет зимовать, а его пассажиры успеют по железной дороге съездить в Париж и там переждать холодное время, с тем чтобы весною возобновить свою интересную поездку.
***
«Автомобиль», 21 сентября 1902 г., № 28, с.226.
- Конечно, при иллюстрировании будут неточности, но в данно случае это как узелки на память. В любом случае считаю обязательным придать тексту наглядность.
Хоть сколько-нибудь соответствующего описанию изображения модели "Панар Левассор" я не нашёл. "Аргилл" - некое подобие...
Кликая на изображение, вы попадаете на ресурс Flickr, где я стараюсь под изображением разместить описание более полное.
* Пас парту - фр. passe partout, букв. проходит повсюду, ко всему… Ср. паспорт – выход из порта, пас – пас в футболе, собственно, пас в ворота – гол! На который найдётся и «пас» в карточной игре… А для нас просто отмычка к двери, которая укажет иной путь в разработке темы…
** парикмахер, причёсывающий головы… [фр. coiffeur] - шутл., устар., аналогия с шофёром…

 
 
 

Recent Posts from This Journal